воскресенье, 12 марта 2017 г.

Музей Хлеба. 5-ая запись. Традиции русского чаепития

Дачники за чайным столом. Фотография начала XX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Эта выставка в Санкт-Петербургском Музее Хлеба вызвала 2 противоположных чувства:
  1. С одной стороны, было очень интересно посмотреть дороги, по которым чай добирался до Петербурга аж из самого Китая.
  2. А, с другой стороны, было несколько странно, что экспозиция была посвящена только китайскому чаю, в обход традиционно русских напитков, как того же иван-чая.
Но придя домой и углубившись в историю вопроса, с большим удивлением узнала, что сама этимология слова "чай" имеет китайское происхождение, а, значит, отсыл к китайской стороне был вполне закономерен.

Из книги Похлёбкина Вильяма Васильевича "Чай" (первая глава "Происхождение и значение слова "чай"):
"В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района произрастания, типа или сорта («шуйсен», «юньнань», «ша-оцун», «улун», «лунцзи», «тунчи», «байча», «ченлянча», «чича», «точа», «хуача» и т.д.). Но самое употребительное наименование, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов, – это «ча», что значит «молодой листочек». В разных провинциях по-разному произносят это слово, оно слышится то как «ч'ха» и «цха», то как «чья» или «тьа». При этом собранные с чайных кустов зелёные листья до того, как они пройдут фабричную обработку, называются «ч'а», готовый сухой чёрный чай – «у-ча» и напиток из него – «ч'а-и». Но иероглиф для обозначения чая на всем пространстве Китая одинаковый. Это один из самых древних иероглифов, созданный в V веке, когда возник сам термин, само слово «чай».

Все другие народы мира заимствовали свои наименования чая у китайцев. Конечно, они слегка исказили китайское название, так как по-своему слышали и произносили его. Кроме того, имело значение и то, из какой части Китая поступал чай в ту или иную страну.

В Россию чаи поступали испокон веков из Северного Китая – либо из Ханькоу, либо через Ханькоу, и поэтому русское слово «чай» ближе всего к северокитайскому, столичному, или так называемому мандаринскому произношению. От русских это название восприняли большинство народов нашей страны и такие славянские народы, как болгары, чехи, сербы".
Вот такая история! Поэтому и название иван-чая тоже имеет китайские корни, в том смысле, что это наименование появилось по образу и подобию китайского первоисточника, а не само по себе.

Как бы то ни было, устроители выставки сделали акцент именно на китайский чай и на определённый временной интервал = XIX - начало XX вв., во время которого, по всей видимости, китайский чай стал самым распространённым и потребляемым напитком на территории российского государства - тогда ещё империи. И с этим акцентом организаторы замечательно справились.

Хотя меня всё равно не покидало ощущение неудобства из-за того, что экспозиция называлась обобщённо - "Традиции русского чаепития":
Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
А не более конкретно - российского дореволюционного чаепития в период XIX - начала XX вв. Но это не помешало с удовольствием изучить представленную на ней информацию. Тем более что она подавалась в документальных фотографиях, а не скучных учебных материалах. Итак, приступим:
Фоторастяжка с историей развития чайного дела в России. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Фотографические растяжки делились полезными историческими сведениями:
История развития чайного дела в России. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "Традиции русского чаепития":
"Московский купец, владелец одной из крупнейших чайных фирм А. С. Губкин упорядочил оптовую торговлю чаем на ярмарках. Он установил единые цены для Ирбитской и Нижегородской ярмарки и ввёл мелкооптовую торговлю, за несколько лет уничтожив спекуляцию.
Первые специализированные магазины для розничной торговли чаем появились в Москве в начале XIX века. В Санкт-Петербурге до 20-х гг. XIX века чай продавался только из кладовых Гостиного двора, потом фирма Белкова открыла первый чайный магазин.
К середине XIX века розничные чайные магазины открылись во всех крупных городах России.
Наиболее известные фирмы А. С. Губкина (преемник А. Кузнецов и КО), братьев К. и С. Поповых, Вогау, Роттермунд, братьев Боткиных, Расторгуева и др. торговали чаями, полученными по собственным заказам непосредственно из Китая. Кроме Поповых значительную торговлю развешанными чаями производили Перлов с сыновьями, Климушин, фирма Цзинь-Лун.
К концу XIX века чай продавался во всех, так называемых колониальных магазинах, в бакалейных и мелочных лавках, иногда даже в галантерейных магазинах и в мелких банкирских конторах.
Мелкие предприниматели, покупавшие чай в крупных фирмах, вскрывали цыбики и сами развешивали чай в собственные упаковки, сочиняя свои сорта и назначая цены".
На фотографии ниже "Интерьер чайного магазина Перлова на Мясницкой, д. 19 в Москве. Фотография нач. XX в.":
Интерьер чайного магазина Перлова на Мясницкой, д. 19 в Москве. Фотография нач. XX в. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
А здесь: "Магазины Торгового дома "Цзинь-Лун" Соединённого товарищества кяхтинских чаеторговцев в Санкт-Петербурге на Невском пр., д. 5 и на Большой Садовой ул., д. 51. Реклама на чайной коробке кон. XIX в.":
Магазины Торгового дома "Цзинь-Лун" Соединённого товарищества кяхтинских чаеторговцев в Санкт-Петербурге на Невском пр., д. 5 и на Большой Садовой ул., д. 51. Реклама на чайной коробке кон. XIX в. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
За вводной информацией об общем устройстве чайной отрасли в России следовала информация о первом - самом начальном этапе появления чайного товара - о выращивании, сборе и обработке чайных листьев в Китае:
Информация о выращивании, сборе и обработке чайных листьев в Китае. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Из аннотации к выставке "Традиции русского чаепития":
"Чай разводили семенами, кусту давали вырасти высотой до 1 - 1,5 м. Чайный куст достигает зрелости к четырём годам. Сбор чайных листьев происходил 3 раза в год: в конце марта - самые дорогие сорта, в конце мая и в июне - самые распространённые в торговле сорта, и в августе - более дешёвые и грубые сорта.
Собранный чайный лист проходил первичную обработку на плантации. Он подвергался просушке, сортировке, провяливанию в особых корзинах, пропариванию, скручиванию, ферментизации (окислению) и окончательной просушке".
На фото ниже: "Доставка чайного листа с плантации на фабрику торгового дома для окончательной обработки. Фотография 1908 г.":
Доставка чайного листа с плантации на фабрику торгового дома для окончательной обработки. Фотография 1908 г. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
"Упаковка готового чая в деревянные ящики - цыбики. Фотография 1885 г.":
Упаковка готового чая в деревянные ящики - цыбики. Фотография 1885 г. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
"Доставка носильщиками упакованного чая для отправки торговцам. Фотография 1885 г.":
Доставка носильщиками упакованного чая для отправки торговцам. Фотография 1885 г. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
А вот и тот самый цыбик - деревянный ящик для транспортировки упакованного чая:
Цыбик Торгового дома Сергея Васильевича Перлова. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
По разноцветной росписи, удивительно сохранившейся за 100 лет, можно догадаться, что хозяином товара был Сергей Васильевич Перлов - один из наследников именитой чайной империи, начало которой было положено ещё в начале XIX века. Первый фирменный чайный магазин Перловых был открыт в Москве в 1823 году (если верить Википедии). И именно этой громкой фамилии приписывают заслугу популяризации чая в России.

Сергей Васильевич Перлов был представителем третьего поколения этих популяризаторов. И соперничал в семейном деле со своим же собственным братом. История этого соперничества и история успеха торгового дома Сергея Васильевича весьма увлекательна, и её можно проследить в специальной заметке на сайте журнала "Наше Наследие" - в статье из № 111 за 2014 год -  http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11102.php.

Здесь же на выставке можно было увидеть детали, не отражённые на указанном сайте, - почётные знаки "Поставщика императорского двора":
Знак Поставщика Императорского Двора на цыбике Торгового дома Сергея Васильевича Перлова. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
На цыбике торгового дома Сергея Васильевича Перлова я обнаружила 5 таких знаков:
  • 1. Первый вы хорошо видите на картинке выше - "Поставщик Двора Его Величества Императора Австрийского".
  • 2. Ниже и левее - "Поставщик Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Павла Александровича".
  • 3. Самый крайний левый знак - "Поставщик Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича".
А в левом верхнем углу цыбика находились два отдельных почётных знака:
Знаки Поставщика Королевского и Княжеского Двора на цыбике Торгового дома Сергея Васильевича Перлова. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
  • 4. "Поставщик Двора Его Величества Короля Сербского".
  • 5. И справа последний, пятый, знак - "Поставщик Двора Его Высочества Князя Черногорского".
Очень высокая оценка чайной продукции торгового дома Сергея Васильевича Перлова! Особенно если учесть, что такую почесть оказывали не по знакомству, а за реально выдающееся качество товара. Неплохо бы и сейчас возродить такую систему почётных знаков поставщиков известных домов.

Хотя, конечно, нынешние производители и поставщики имеют совершенно иную природу, нежели те, что существовали в императорской России. И до нас, обычных граждан, они не снизойдут. И такая ситуация чем-то напоминает социальное положение сословий в Китае на момент поставок торгового дома Перлова:
Наименование "ЧАЙ" на цыбике Торгового дома Сергея Васильевича Перлова. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Насколько я помню, официальное рабство в Китае было запрещено только в начале XX века. Так что выложить слово "ЧАЙ" в виде господ, восседающих на слугах, было вполне возможно. Вот так начнёшь присматриваться к деталям, и узнаешь, как на самом деле обстояли дела в Поднебесной. Даже книг читать не нужно.

Но социальное устройство страны - это дело сугубо личное каждой страны. Нам же важнее посмотреть, как выглядели чайные пути из Китая в Россию:
Карта Великого чайного пути из Китая в Россию - Сибирский тракт. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Как видно по карте, традиционный сухопутный путь - Сибирский тракт - был очень долгим и очень длинным. Занимал этот путь до Москвы больше года. Из Китая через Монголию чай караванами доставляли в Кяхту - пограничный городок между Монголией и Россией:
Прибытие караванов чая в Кяхту. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Это сейчас название "Кяхта" ничего не говорит рядовому россиянину, а в XVIII-XIX вв. этот город был широко известен, поскольку являлся центром русско-китайской торговли. Через него с российской стороны уходили такие товары, как пшеница, текстиль, кожа и мех. А в обратную сторону шёл преимущественно именно китайский чай. Подробно историю о поднятии Кяхты и её упадке после открытия Суэцкого канала и развития морских путей можно проследить на сайте "Прибайкалье" социально-экологической экспедиции "ИнтерБАЙКАЛ" - http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/20211.html.

Из Кяхты чай отправлялся на торговую ярмарку в Иркутске - в центр всей сибирской торговли:
Торговая ярмарка в Иркутске. Фотография начала XX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Иркутск имел (и имеет) невероятно выгодное географическое положение и притягивал к себе все возможные промыслы, собирая крупные торговые ярмарки разнообразных товаров. Не только чайный путь питал его закрома, но также пушнина и золотые прииски обеспечивали мощь и богатство города, а также края, который он возглавлял.

Из Иркутска путь проходил через Томск, а следом - ярмарку в Ирбите:
Чайный склад фирмы А.Губкина преемник А.Кузнецов на Ирбитской ярмарке. Фотография конца XIX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Правда, здесь я не поняла серьёзности момента: неужели, чай, действительно, хранили на открытом воздухе и без крыши?

Из Ирбита чай продолжал путешествие уже по европейской части России и по Волге направлялся в сторону Москвы. И последним форпостом перед Москвой была ярмарка в Нижнем Новгороде, где у китайских товаров была своя особенная территория - Китайские ряды:
Китайские ряды на Нижегородской ярмарке. Фотография конца XIX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
До Первой Мировой войны Нижегородская ярмарка гремела на всю Россию. Именно здесь определялись цены на главные ходовые товары: на чай, соль, сахар, хлеб, хлопок, металл и пр. И именно цена на чай до середины XIX века была определяющей для температуры цен по ярмарке.

А потеряла эта цена свою значимость во второй половине XIX века из-за начала ввоза кантонского чая - того же китайского чая, только привозимого морским путём в Европу и уже из неё попадавшего в Россию. Морская грузоперевозка обходилась гораздо дешевле сухопутной и сбивала все цены на чайном рынке.

Как бы то ни было, "великий чайный путь" из Китая в Москву существовал вполне успешно до конца XIX века, и даже в начале XX века продолжал своё развитие, превращая чай в ещё более дешёвый напиток, доступный почти для всех слоёв населения.
Картинка на чайной упаковке. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
А теперь переходим непосредственно к самому традиционному чаепитию.

На выставке, к сожалению, не предлагали отведать чаю. Зато представили подлинные атрибуты, сопутствовавшие этой церемонии:
Чайник, кружка и квасник. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Пройду слева-направо:
  • Слева - Чайник из металла. Россия, конец XIX - начало XX века.
  • Посередине - Кружка из керамики. Конец XIX - начало XX века.
  • Справа - Квасник из керамики. Россия, конец XIX - начало XX века.
И, конечно, из всех атрибутов меня лично больше всего заинтересовал квасник. Воспользовалась статьёй из Википедии:
Квасник - посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве за керамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели.
Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение. Считается, что квасник - один из критериев профессионализма гончара".
Остроумно было со стороны организаторов поместить сюда предмет обихода поверженного чайного конкурента - кваса:)

Следующие экспонаты - тоже конкурентные - для кофе:
Банки с кофе, бульотка и кофейник. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Слева - направо:
  • Слева - 2 банки для кофе. Западная Европа. Конец XIX - начало XX века. Фарфор, металл.
  • Посередине - Бульотка. Западная Европа. Конец XIX - начало XX века. Металл.
  • Справа - Кофейник. Западная Европа. Конец XIX - начало XX века. Металл.
Здесь два интересных нюанса:
  1. Надпись "KAHVIA" на банке не случайна: это тоже этимология слова "кофе" - такое исконное звучание до сих пор встречается в кофейнях под схожим названием "кахве".
  2. А бульотка - это не для бульона, а:
"Сосуд для кипятка, предназначенный для сервировки чайного стола. Представляет собой металлическую ёмкость с крышкой, снабженную ручкой и носиком, как у чайника, или же сливным краником, как у самовара. По назначению напоминает самовар, но в отличие от него, не имеет внутреннего очага, а обогревается расположенной снизу горелкой. Предназначен не для кипячения воды, а лишь для поддержания температуры залитого в сосуд кипятка". (Из Википедии)
Ну и, наконец, последний в этой заметке вопрос: что мы знаем о том, как пили чай в дореволюционной России?

Первое, что приходит на ум, - это знаменитая "Купчиха за чаем" кисти Бориса Михайловича Кустодиева. Пить чай из самовара и блюдечка и за щедро накрытым столом. Да, это тоже было. Исторически чай - это исконно купеческий напиток. Только купцы могли себе его позволить.

Но организаторы выставки сделали акцент на совершенно другой стороне вопроса: чай в России - это центральный элемент объединения семьи за столом. Все самые близкие люди всегда собирались именно за чашкой чая, и все важные вопросы решались именно за нею:
Студенческое чаепитие. Фотография начала XX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Детское чаепитие на даче. Фотография начала XX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
Дачники за чайным столом. Фотография начала XX века. Экспозиция Традиции русского чаепития. Санкт-Петербургский Музей Хлеба
И именно за эту особенность чая - умение сближать всех за одним столом - и полюбился этот напиток в России. Больше, чем кофе, и больше, чем квас. Заморский китайский продукт попал в самое яблочко русской души. И ведь до сих пор в нём остаётся!

На этом и закончилась выставка "Традиции русского чаепития". Уверена, что это лишь начальный вариант экспозиции нового здания Санкт-Петербургского Музея Хлеба. Потому что в экспозиции по старому адресу была большая коллекция самоваров и различной утвари. Так что буду ждать пополнения выставки экспонатами, после чего продолжу этот рассказ.

А пока выставлю интересные заметки, найденные на просторах интернета:

  1. К. А. Попов (коммерции советник) "О чае и его приготовлении в Китае". Москва. Типография Кушнерева, Тверская, д. кн. Оболенской, 1870 год. - http://www.chaigorod.com/tea/earnest/book/history/popov/
  2. Огромный сборник статей о чае на сайте "Teatips.ru Всё о чае" - http://teatips.ru/index.php?act=1&id=35
  3. А это сайт магазина китайского чая DaoChai.ru, где много интересного о культуре чаепития - https://daochai.ru/blog/category/kultura-chaepitija


*********************************************************

Следующие записи под меткой "Санкт-Петербургский Музей Хлеба":

6-ая запись. Хлеб блокадного города
7-ая запись. История мельницы
8-ая запись. Игра "Как хлеб пришёл в Петербург"
9-ая запись. Выставка "Против течения"
10-ая запись. Тестопластика


Спасибо за внимание! Буду рада видеть Вас снова!

Поделиться с друзьями:



Поблагодарить автора или поддержать блог можно, перейдя в раздел "Donation":


ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ, КЛИКНУВ НА ОРАНЖЕВЫЙ ЯРЛЫЧОК НИЖЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ В ЭТОМ БЛОГЕ